КамАЗ, ПАО - о компании
Предприятие Камский автомобильный завод появился тогда, когда в СССР возникла острая необходимость в расширении, а то и создании нового всероссийского автопарка грузовых машин. Перед заводом стояла задача спроектировать и реализовать принципиально новый грузовик, который будет более эффективным и трудоспособным в различных климатических условиях. Грузоподъемность предполагаемых авто должна была составить от 8 до 20 тонн.
Так Совет Министров и ЦК КПСС рассмотрели самые различные варианты размещения предприятия. В итоге был выбран небольшой город Набережные Челны, расположенный на реке Кама. Приоритетными стали хорошая железнодорожная развязка, судоходная река, местонахождение практически в центре огромного государства. Строительство Камского автомобильного завода было заложено в декабре 1969 года. Оборудование поставлялось в основном из других стран от известных по всему миру концернов, например, Renault, Liebherr, Hitachi, Ingersoll Rand и других. Так, был построен не просто завод, а гигантский промышленный центр, вокруг которого начал развиваться и город и сельскохозяйственная зона.
Первый двигатель построили в 1974 году под руководством главного конструктора завода. Но основные производственные цеха находились в то время еще в стадии наладки оборудования и внедрения технологий. Первый грузовик был изготовлен в 1976 году. В 1977 году выпустили уже 22 тысячи автомобилей, намного превысив поставленный годовой план. Летом 1978 года выпустили 50-ти тысячный экземпляр КамАЗа, а еще через год – стотысячный.
В 1981 году были построены очередные цеха. В 1983 по СССР открыли целую сеть специализированных автоцентров по обслуживанию автомобилей КамАЗ. К концу 80-х такие центры функционировали и за границей. Благодаря этому необходимые запчасти и гарантийное обслуживание происходило в кратчайшие сроки. Вся информация от владельцев автопарка КамАЗов быстрее доходила до разработчиков.
На Камском предприятии, как и на многих других автомобильных заводах, в 1987 году были открыты линии по производству малолитражки Ока. В 1990 предприятие реструктуризировали в открытое акционерное общество – Камский завод стал первой организацией такого типа в Советском Союзе.
1993 год ознаменовался пожаром, который уничтожил цеха по производству двигателей. На восстановление ушло около восьми месяцев. А спустя еще один год официально открыли цех, специализирующийся на изготовлении автомобилей Ока. Объем производства этой части предприятия составили около 75 тысяч в год.
Разработка силовых агрегатов, соответствующих нормам экологической безопасности в Европе, началась в 2000. В 2003 количество выпущенных автомобилей Камским заводом перевалило за отметку 1,5 миллиона, а моторов – более 2 миллионов. Машин Ока к этому времени собрали 250 тысяч. Тогда же построили первый образец автобуса НЕФАЗ, оборудованного шасси от КамАЗа. 2003 году также ознаменовался выпуском новой модели – седельного тягача КамАЗ-65226.
В 2004 году был создан новый двигатель, разработанный и изготовленный согласно требованиям экологической безопасности Евро-3. В 2005 году предприятие КамАЗ подписало соглашение о совместном выпуске коробок передач для грузовых автомобилей с компанией Zaenradfabric.
В целом, ОАО КамАЗ включил в себя 15 заводов, 9 из которых расположены непосредственно в городе Набережные Челны. Остальные 6 построены в бывших республиках СССР и наделены самостоятельным юридическим статусом.
До наших дней сохранился модельный ряд, конечно, модифицированный не однажды. Но основная группа моделей была запущена в производство еще в 1970-х годах. Серия 4310 представлена несколькими вариантами грузоподъемностью 6-7 тонн. Специализация использования этого семейства авто на бездорожье обусловила комплектацию машин односкатными мостами, приводом всех колес, а также центральным управлением давлением в шинах. Но уже КамАЗ-43114 выпущен для работы в городских условиях или в недальних региональных перевозках, хотя авто снабдили спальным местом, автономным отопителем, а укомплектовали эту модель кузовом от авто КамАЗ-53212. Автомобиль КамАЗ-43114 также получил модификацию как военный грузовик, подходящий как транспортировки оборудования, так и личного состава. Мощность двигателя этой машины в любом варианте составила 240 л.с. Шасси из этой серии, предназначенное для установки разнообразного оборудования, получило обозначение 43118.
Продукция камского завода разделена на разные типы выпускаемых автомобилей. Так, семейство крупнотоннажных машин представлено моделями 5410-5425, 5320-5360 и 4310-11, а также 6511. КамАЗ-4355 – вариант капотного грузовика. К среднетоннажным авто отнесли модели 4308 и 4350, а варианты 4911 и 4925 представили как спортивные грузовые автомобили.