Стройматериалы как улика
Генподрядчики массово заменяют стройматериалы из проекта на более дешевые
В центре внимания — тема замены строительных материалов на более дешёвые.
Случаи махинаций с подменой материалов на этапе реализации строительных проектов, по всем признакам, становятся уже чем-то вроде эпидемии. Общеизвестно, что люди у нас и раньше были не чужды импровизации. А уж в кризисные годы, когда денег в экономике стало меньше, а запросы у состоятельных людей остались на прежнем уровне, проблема приобрела особенно острый характер. Причём затрагивает она интересы и государственных, и крупных корпоративных заказчиков, и обычных граждан, которые изыскали необходимые средства для ремонта квартиры или строительства собственного «домика в деревне». Во всяком случае, результаты проверок исполнения государственных контрактов и судебная практика последних нескольких лет свидетельствуют именно об этом.
Не случайно данной теме было уделено повышенное внимание в ходе двух мероприятий общероссийского формата, которые состоялись в ноябре. Это российский отраслевой форум «Управление и контроль строительства», проводившийся 1 ноября при поддержке Минстроя, и XVI всероссийская научно практическая конференция, организованная 12 ноября Союзом инженеров-сметчиков.
Замена до тюрьмы доведет
Проблема в том, что в ходе строительства подрядчики применяют материалы, закупленные по более дешёвой цене, в актах о приёмке выполненных работ значатся более дорогие материалы, которые были в проекте. При этом разница между этими суммами зачастую оказывается не только в распоряжении подрядчиков, но и рассовывается по карманам тех высоких покровителей, которые их курируют. По закону такие действия обычно трактуются как мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения (статья 159 Уголовного кодекса РФ), а также присвоение или растрата (хищение) чужого имущества, вверенного виновному (статья 160 УК РФ). Подмена материалов довольно часто встречается в сфере строительства и ремонта автомобильных дорог. В судебной практике также бывают случаи, когда подрядчик, например, пытается доказать, что использовал в ходе строительства дома более дешёвый, но более энергоэффективный кирпич, желая, таким образом, сэкономить деньги заказчика на стадии эксплуатации. Однако на вопрос о том, куда подевалась разница в стоимости, вразумительного ответа у подрядчиков обычно не бывает.
С точки зрения государства или частного инвестора, вложившего в строительство большого объекта свои средства, ответственность за всю эту «художественную самодеятельность» несёт генподрядная организация, которая осуществляет организацию и координацию всех строительных работ. Поскольку действительно профессиональных генподрядных организаций, укомплектованных достаточным количеством квалифицированных инженеров, не так уж и много, в условиях кризиса крупные инвесторы стали передавать основную часть функций генерального подрядчика собственным службам технического заказчика, предварительно усилив их кадрами. Многие откровенно слабые генподрядные фирмы особенно и не возражали. Дело в том, что, выигрывая тендеры исключительно за счет демпинга, реально контролировать стройку они просто не могут. Этим занимается технический заказчик и связанный с ним строительный контроль. Поэтому кризис, начавшийся в стране после введения в 2014 году экономических санкций, просто ускорил принятие тех решений, которые на самом деле назревали.
В ходе форума «Управление и контроль строительства» инженер-проектировщик из Сербии Срджан Петкович, который имеет опыт реализации проектов во многих странах мира, возглавляет компанию «Строй Техно Инжиниринг» и уже 20 лет работает в России, попытался было сказать слово в защиту строительных генподрядных организаций и убедить инвесторов сделать попытку заинтересовать их материально, однако получил в ответ возражение со стороны руководителя департамента строительства и управления проектами «Газпромбанка» Николая Пешкова. По его словам, практика показывает, что как только инвестор отдаёт стройку в руки профессионального генподрядчика, там начинают происходить настоящие «чудеса». И связаны они, прежде всего, с подменой материалов.
Самая громкая история из этой серии произошла в ходе строительства футбольного стадиона «Ростов Арена». В процессе устройства оснований для подъездных автомобильных и пешеходных дорог, ведущих к стадиону, вместо крупнозернистого песка был использован песок более мелкой фракции.
Никакой угрозы для безопасности болельщиков и футболистов подмена не представляет, потому что именно такой песок добывается в Ростовской области и применяется на всех стройках этого региона. Крупнозернистый песок, предусмотренный проектно-сметной документацией, надо было закупать где-то ещё. Более того, решение о закупке более дешевого песка было даже согласовано застройщиком. Однако в ходе проверки выяснилось, что в проектно-сметной документации по-прежнему значится крупнозернистый песок, разница в стоимости составляет 223 млн рублей, а итоговая сумма по результатам исполнения сметы не изменилась. Самое интересное, что подрядная организация во всей этой истории выполняла функцию рядового технического исполнителя. Потому что настоящие выгодополучатели, по версии следствия, находились в правительстве Ростовской области.
Только с разрешения заказчика
Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин, обращаясь к участникам профессиональной конференции, проходившей 12 ноября в Москве, рекомендовал строительным компаниям не принимать участия в подобного рода махинациях. Особенно, если речь идет о государственных контрактах.
Он отметил, что в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (часть 7, статья 95) замена материалов в процессе исполнения контракта возможна только на материалы и изделия с улучшенными техническими и функциональными характеристиками. Замена материалов на материалы с ухудшенными характеристиками, а также на равноценные материалы является недопустимой.
Установление критериев улучшения характеристик строительных материалов, согласно ранее выпущенным разъяснениям Министерства экономического развития и Министерства финансов России, относится к сфере компетенции заказчика. Такие замены должны быть согласованы и с проектной организацией.
Павел Горячкин также уточнил, что замена материала возможна только в процессе исполнения контракта. Единственной надлежащей формой согласования такой замены является дополнительное соглашение, которое должно быть включено в реестр государственных контрактов с присвоением ему специального цифрового кода. Соответствующие записи делаются в смете контракта и в акте приёмки выполненных работ.
Также, по его словам, все участники закупок должны понимать, что изменение условий контракта по согласованию сторон в части поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг при улучшении их по качеству, техническим и функциональным характеристикам по сравнению с характеристиками, указанными в контракте, не может служить основанием для изменения цены государственного контракта ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения.
В целом складывается впечатление, что тема замены строительных материалов находится на особом контроле и Счетной палаты и Федерального казначейства России. Так что не исключено, что эта лазейка для незаконного извлечения выгоды в скором времени будет прикрыта.