Минстрой России хочет еще раз реформировать систему СРО в строительстве
Минстрой России представил на общественное обсуждение пакет поправок в Градостроительный кодекс РФ, разработанных в целях реализации механизма «регуляторной гильотины». Судя по содержанию, «гильотиной» готовы с удовольствием воспользоваться национальные объединения СРО.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» 27 ноября опубликован для общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Наряду с поправками, связанными с техническим регулированием и аттестацией экспертов, предложен большой блок изменений в главу 6.1.
Весьма серьезная новелла касается компенсационных фондов СРО: теперь наряду с компенсационным фондом возмещения вреда и компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств появится понятие «компенсационного фонда, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года». На средства такого компенсационного фонда будут распространяться статус и требования к средствам компенсационных фондов ВВ и ОДО. Указанная поправка должна разрешить правовую коллизию в отношении средств компфондов, собранных членами СРО до принятия 372-ФЗ, и замороженных на счетах обанкротившихся банков: права владельца банковского счета, на котором размещены такие средства, при исключении СРО из государственного реестра перейдут соответствующему Национальному объединению.
Эта норма – прямой отсыл к горячим желаниям национальных объединений СРО – НОСТРОя и НОПРИЗа получить на свои спецсчета средства тех СРО, которые прекратили свое существование до вступления в действие норм, касающихся двух новых компенсационных фондов. Сейчас НОСТРОЙ, например, активно судится с одной из бывших петербургских СРО, которая обосновывает свой отказ передачи нескольких миллиардов рублей на спецсчета НОСТРОя именно тем, что на нее действия закона о формировании компенсационного фонда ОДО не распространяется. Теперь же Минстрой России, явно с подачи Нацобъединений, хочет эту дыру закрыть.
Также в результате принятия законопроекта будут упразднены нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств компенсационных фондов, правила инвестирования данных средств, а также порядок взаимодействия Национальных объединений и саморегулируемых организаций, исключённых из государственного реестра СРО. Нормы, закрепленные в перечисленных выше НПА – а это постановления и распоряжения правительства России и приказы Минстроя России - будут прописаны непосредственно в Градостроительном кодексе РФ.
Гильотина коснётся и утвержденного Минстроем России Порядка включения сведений о физических лицах в национальные реестры специалистов, внесения изменений в данные сведения и их исключение. В части национальных реестров специалистов пакет поправок предусматривает также изменение минимальных требований, которым должны соответствовать специалисты, претендующие на включение в реестр. Так, требования к образованию расширены возможностью иметь высшее техническое образование и профессиональную переподготовку по специальности, направлению подготовки в области строительства, если такая переподготовка осуществлялась по типовым профессиональным программам.
Также, судя по предложенным поправкам, функции Национальных объединений СРО строительной отрасли сокращаются в части разработки и утверждения стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Соблюдение таких стандартов членами СРО, в соответствии с текстом законопроекта, не сможет быть предметом контроля со стороны саморегулируемых организаций, а также поводом для дисциплинарных взысканий.
Напомним, что эта функция была закреплена за Нацобъединениями с самого начала создания, а в 2017 году разработка стандартов на процессы выполнения работ стала их обязанностью. При этом тогдашний президент НОСТРОя Андрей Молчанов крайне скептически относился к такой обязанности вверенного ему Нацобъединения и неоднократно говорил, что ее надо бы из законодательства убрать. Возможно, в законопроекте сказалось это давнее влияние бывшего президента НОСТРОя, поскольку нынешний – Антон Глушков – всерьез занялся реформированием программы стандартизации НОСТРОЙ. По его мнению, СТО НОСТРОЙ должны стать документом, которые по факту будут необходимы строителям для качественного исполнения работ.
Отметим, что это лишь малая часть поправок в Градкодекс, которые предлагает Минстрой России в рамках «регуляторной гильотины» - это, кстати говоря, единственное основание для разработки документа, которое указано в пояснительной записке. Возможно, «под шумок» и в общем пакете очередное реформирование системы СРО пройдет достаточно незаметно.
Вступление законопроекта в силу намечено на 1 января 2021 года.