Почему производители стройматериалов отказываются от цифровой маркировки
Производители стройматериалов предлагают отложить распространение Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные виды стройматериалов и отдать предпочтение традиционным методам маркировки продукции.
Такую позицию высказали на рабочем совещании Экспертной группы Ассоциации НОСТРОЙ по вопросам реализации механизма «регуляторной гильотины» эксперты Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ).
Мероприятие прошло под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова при участии исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина и директора Правового департамента Минстроя России Олега Сперанского. Ассоциацию НОПСМ на совещании представили заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза Анна Молчанова и генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) Владислав Ткаченко.
В частности, Ассоциация НОПСМ выступает против включения пункта «о распространении Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные виды стройматериалов и иные материалы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства» в проект «Структуры нормативного регулирования общественных отношений в сфере безопасности продукции», где Минстрой России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
По словам Анны Молчановой, прежде чем включать этот пункт в официальные документы и начинать его реализацию, нужно его тщательно проработать и просчитать финансовые затраты на его массовое внедрение. «Сегодня нет четких экономических расчетов по внедрению этой маркировки. И вопрос заключается не только в технической стороне нанесения маркировки на продукцию, но и в необходимости полного пересмотра бизнес-процесса, логистики и хранения материалов», — добавила она.
По подсчетам Национального кровельного союза, затраты на внедрение этого механизма для производителей составят до 5,1 млрд руб., а для строительных компаний — не менее 50 млрд руб. Только для производителей трубопроводных систем и полимерных труб, по данным АПТС, цифровая маркировка обойдется в 5-10 млрд руб. в зависимости от оснащения каждого предприятия.
При этом затраты для отрасли в целом могут достигнуть порядка 555,15 млрд руб., включая пересмотр транспортировки продукции, закупку необходимого оборудования, трудовые и временные затраты и прочее.
«В текущей экономической ситуации реализация цифровой маркировки неизбежно приведет к удорожанию производства строительных материалов и строительства объектов, что в свою очередь снизит объемы строительства и поставит под угрозу реализацию нацпроектов», — рассказала А. Молчанова.
Кроме того, на сегодняшний день нет четкого определения, какие именно стройматериалы подлежат цифровой маркировке, и какие из них больше всего влияют на безопасность зданий и сооружений. Также неясно, как обеспечить прием и складирование продукции на строительных площадках в регионах, где есть проблемы со связью, каким образом обеспечить маркировку сыпучих материалов и т.д. Без учета этих моментов комплексное внедрение механизма цифровой маркировки без дополнительных затрат не представляется возможным.
По мнению представителей Ассоциации НОПСМ, цифровая маркировка стройматериалов — вещь нужная, но не первостепенная. Для решения актуальных проблем промышленности стройматериалов следует в первую очередь уделить внимание более традиционным методам маркировки, которые требуют меньших затрат. Например, хорошим способом борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией могло бы стать обязательное внедрение инструмента входного контроля, развитие стандартизации и внедрение обязательного подтверждения соответствия, разработка четких параметров эксплуатационной пригодности стройматериалов и проч.
Напомним, создать Единую системы маркировки и прослеживаемости товаров было решено в 2017 году в целях сокращения незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики, безопасности и защиты граждан и проч. К 2020 году система должна включить табачную продукцию, обувь, некоторые категории товаров легкой промышленности, духи и туалетную воду, шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки. К 2024 году система должна охватить широкий перечень потребительских товаров.